Военно-транспортный самолет Ан-26/30/32
Обозначение НАТО: CURL
Самолет используется в Военно-воздушных силах стран бывшего Варшавского Договора в качестве легкого тактического транспорта
(40 пассажиров или груз). Он оказался удачной заменой поршневых самолетов Ли-2 Лизунова и Ил-14 Ильюшина. Китайцы производят
свою собственную версию, известную как Xian Y-14.
Благодаря большой ширине проема грузового люка (2,4 м) и установке специальной трап-створки возможна удобная погрузка как с
земли, так и из кузова автомобиля, что значительно ускоряет и облегчает погрузочно-разгрузочные работы.
В кабину через грузовой люк можно загрузить различную технику, в том числе автомашины легковые, грузовые и специального назначения.
Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ самолет снабжен кран-балкой грузоподьемностью 1500 кг, установленной над грузовым
люком и транспортером-конвейером грузовой кабины.
Транспортер приводится в действие как электромотором, так и вручную.футов), и имеет максимальную грузоподъемность 6000 кг (13228 фунтов).
Техническое описание самолета Ан-30
Аэрофотосъемочный самолет Ан-24ФК является модификацией серийного пассажирского самолета Ан-24 и предназначен для выполнения воздушного
фотографирования территорий в картографических целях.
Он представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом и вертикальным оперением с подфюзеляжным гребнем.
Комплектация самолета аэрофотосъемочной аппаратурой, оборудованием и размещение рабочих мест экипажа выполнены в двух вариантах: "А" -
для гражданской авиации, "Б" - для ВВС.
В состав экипажа самолета входят командир корабля, второй пилот, штурман-аэрофотосъемщик, бортрадист, бортмеханик, два бортоператора.
Фюзеляж в отличии от серийного Ан-24 полностью изменен носовой отсек фюзеляжа до шпангоута №11. Передняя часть отсека удлинена на 0,73 м,
и в ней оборудована кабина штурмана. Кабина летчиков поднята на 0,41 м и под её полом между правой стенкой ниши носовых колес и правым
бортом оборудован проход в кабину штурмана. В кабине летчиков размещаются рабочие места летчиков, бортмеханика и бортрадиста.
В среднем отсеке фюзеляжа вместо пассажирского салона размещены пять остекленных фотолюков между шпангоутами №23-30. Над фотолюками №1 и №3
устанавливаются аэрофотоаппараты, над люком №2 оптический блок ЭКП, над фотолюком №4 установлен светоприемник АЭ-2. Фотолюк №5 используется
только в варианте "Б".
Стекла фотолюков обдуваются теплым воздухом, отбираемым из системы кондиционирования. Снаружи остекление фотолюков закрывается сдвижными
крышками, которые размещаются в специальном подфюзеляжном обтекателе, механизмы перемещения крышек имеют электрический и ручной приводы.
Между шпангоутами №18-22 оборудована темная комната для перезарядки кассет аэрофотоаппаратов, а между шпангоутами №34-37 - шкаф для их хранения.
По левому борту между шпангоутами №15-24 установлены две откидные койки для отдыха членов экипажа. Рабочие места операторов размещены между
шпангоутами №26-27 и №29-30 - по варианту "А" и №26-27 и №16-18 - по варианту "Б".
Крыло - высокорасположенное, свободнонесущее, трапецевидное в плане. Крыло состоит из центроплана, двух средних и двух консольных частей.
Центроплан и средние части крыла несут на себе выдвижные двухщелевые закрылки, а консольные части - по две секции элерона.
Корневая секция элерона оснащена триммером и сервокомпенсатором.
Хвостовое оперение - свободнонесущее, однокилевое, металлической конструкции. Оперение состоит из двух консолей стабилизатора, двух половин
руля высоты киля, руля направления, форкиля и нижнего гребня.
На каждой половине руля высоты установлен триммер, на руле направления - триммер и пружинный сервокомпенсатор. Руль высоты и руль направления
имеют осевую аэродинамическую компенсацию и стопроцентную весовую балансировку. Угол поперечного V горизонтального оперения равен 90.
Шасси убирающееся, трехстоечное с передней стойкой и пневматиками низкого давления. Основные стойки шасси установлены в гондолах двигателей
и убираются вперед, в специальные отсеки под двигателями. Передняя стойка установлена в носовой части фюзеляжа и убирается вперед в отсек под
кабиной экипажа.
Силовая установка - два турбовинтовых двигателя АИ-24, взлетной мощностью по 2550 л.с.
Двигатели размещены в гондолах на центроплане. На них устанавливаются флюгируемые четырехлопастные воздушные винты АВ-72.
Для обеспечения наземного автономного запуска двигателей АИ-24 на самолете установлен турбогенератор ТГ-16.
Топливная система состоит из двух автономных, аналогичных по конструкции систем.
Каждый двигатель питается от своих баков: двигатель №1 питается от баков левого крыла, двигатель №2 - от баков правого крыла.
Топливо находится в мягких топливных баках центроплана и баках-отсеках средней части крыла. Установлены дополнительные топливные баки в
центроплане емкостью 1000 л.
Левая и правая части системы могут быть соединены между собой краном кольцевания.
Питание потребителей электроэнергии на самолете осуществляется постоянным током 27 В, переменным однофазным током напряжением 115 В и
частотой 400Гц и трехфазным током напряжением 36 В и частотой 400 Гц. В качестве основных источников электроэнергии постоянного тока на
самолете используются два стартер-генератора СТГ-18ТМ, а при работе на земле - турбоагрегат ТГ-16. Аварийным источником постоянного тока
являются две аккумуляторные батареи 12САМ-28.
Самолет оснащен воздушно-тепловой и электрической противообледенительными системами. Воздушно-тепловая система защищает от обледенения крыло,
оперение и воздухозаборники двигателей. Электрическая - воздушные винты, два лобовых стекла фонаря кабины летчиков, приемники воздушного давления,
контейнера аккумуляторов.
Кислородная система предназначена для питания кислородом 7 членов экипажа в полете. В комплект системы входят кислородные приборы КП-24М,
кислородные редукторы КР-15, кислородные маски КМ-16Н, кислородные баллоны КБ-1, переносные кислородные баллоны КБ-3, кислородные манометры МК-13.
Гидравлическая система предназначена для уборки и выпуска шасси и закрылков, торможения колес шасси, управления поворотом колес передней ноги
шасси, привода стеклоочистителей и аварийной остановки двигателей путем флюгирования воздушных винтов.
Гидросистема состоит из двух систем: основной, работающей от двух гидронасосов, установленных на двигателях и аварийной, работающей от насосной
станции с приводом от электродвигателя.
Система управления состоит из систем управления рулями, элеронами, закрылками, триммерами рулей и элерона. На самолете имеется система стояночного
стопорения рулей и элеронов.
Управление рулями и элеронами осуществляется посредством жестких тяг, управление триммерами руля высоты - тросовое.
В систему управления рулями, элеронами и триммерами руля высоты включены рулевые машинки автопилота.
Пилотажно-навигационное оборудование то же что и на серийном Ан-24. На борту установлен автопилот АП-28Л1Ф (модификация автопилота АП-28Л1),
обеспечивающий автоматическое программное пилотирование самолета при выполнении аэрофотосъемки.
В состав радиоэлектронного оборудования входят радиоприемник УС-8, КВ радиопередатчик "Гелий", командная УКВ радиостанции РСИУ-5Г №1 и №2,
радиокомпасы АРК-5 №1 и №2, радиовысотомер РВ-2, оборудование для слепой посадки СП-50, самолетное переговорное устройство СПУ-7. Кроме того
установлены автомат программного разворота АПР-2, допплеровский измеритель угла сноса и путевой скорости ДИСС-3А "Стрела", курсовая система
КС-6К, астрокомпас ДАК-ДБ-58, радиовысотомер больших высот РВ-25.
В варианте "Б" дополнительно установлены радионавигационная система "Лотос", радиокомпасы АРК-11 №1 и №2, КВ радиопередатчик Р-836, самолетное
громкоговорящее устройство СГУ-15.
Аэрофотосъемочное оборудование включает аэрофотоаппараты АФА-ТЭ-100 и 70 в гиростабилизирующей установке Н-55, аэрофотоаппараты АФА-41/7, 5,
АФА-41/10, 20 и АФА-42/20 в плановых аэрофотоустановках топографический радиовысотомер РВТД-А, статоскоп С-51, электронный командный прибор ЭКП-2,
аэроэкспонометр АЭ-2, визиры НКПБ-7. В варианте "Б" дополнительно установлены фотоаппарат АФА-54/15, гиростабилизирующая установка ТАУ-М,
электрометеорограф.
ДвигателиАИ-24ВТ (2820 э.л.с.)
Размеры
размах крыла (м) 29,2
длина самолета (м) 23,8
высота (м) 8,575
Число мест
экипаж 4-5
Массы и нагрузкивзлетная (т) 24
самолета без топлива (т) 22
платная нагрузка (т) 5,5
Летные данные
крейсерская скорость (км/ч) 430
дальность полета с максимальным запасом топлива 2200
дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) 740
эксплуатационный потолок (м) 7500
потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 1450